Практическое применение психологии ни в какой области не является более важным, чем в области организации обучения и воспитания. Г.Мюнстерберг Санюк Лариса Семеновна – Если вам не хватает поддержки, общения, нужен добрый совет... Обращайтесь... Кабинет социально-педагогической и психологической службы (2этаж), тел.2-25-95 | ![]() |
Педагог-психолог – специалист, который работает в школьной психологической службе. Он помогает решить сложные проблемы, возникающие у людей в отношениях, общении, в совместной деятельности, а также в восприятии и оценке себя. К нему можно обратиться:
• если тебя не принимают сверстники, подшучивают, насмехаются;
• если тебя не понимают родители;
• если ты не знаешь, чем тебе интересно заниматься;
• если не хочется учиться и ходить в школу;
• если ты боишься учительницы и всё забываешь;
• если совершил плохой поступок и боишься признаться;
• если сам себе не нравишься;
• если у тебя плохая память;
• если не знаешь, как понравиться сверстникам;
• если не можешь разрешить затянувшийся конфликт;
• если не можешь отказывать в просьбах, а на всё соглашаешься;
• если хочешь узнать про себя самого побольше – о своём характере, темпераменте, уме, памяти, внимании, эмоциональных состояниях.
Основные психологические проблемы школы:
2. Адаптация учащихся вновь сформированных классов и классов обновленных более чем на 30 %.
3. Профессиональный выбор учащихся 9 -11 классов.
4. Рост правонарушений среди учащихся среднего и старшего звена.
5. Рост семейного неблагополучия.
Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями. Они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением требований, которым ребенок должен отвечать.
Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации в школе на I году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.
Некоторые дети к середине школьного дня уже переутомлены, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли а области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. У некоторых детей по утрам развивается рвота.
Как оказать помощь ребенку в адаптации к школе
Самый важный результат такой помощи – это восстановить положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок – родители – учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.
• Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).
• Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за улучшение его собственных результатов.
• Найдите такую деятельность, в которой ребенок реализует себя, и поддержите ценность этой деятельности. Помогите ему обрести веру в себя.
• Не делите предметы на важные и второстепенные, не внушайте это сыну или дочери. Ребенок, успешный хотя бы по одному предмету (пусть это «всего лишь» физкультура или музыка), позитивно относится к школе и способен преодолевать неудачи на других уроках.
• Терпеливо ждите успехов ребенка. Не воспринимайте его неудачи в учебе как личный провал.
• Ознакомьтесь с требованиями учителя. Часто дети спорят с родителями, доказывая, что у них принято не так.
• Присаживайтесь с ребенком рядом не как надсмотрщики, а как помощники: подправить, посоветовать, вместе поискать.
• У первоклашки должно быть постоянное рабочее место, где ему будет удобно и приятно заниматься.
• Ни в коем случае не позволяйте ребенку садиться за уроки при включенном телевизоре, радио, компьютере. По возможности создайте ему на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.
• Собирать портфель первоклассник должен сам, ничего не забыть ему поможет расписание занятий.
• Учатся не ради отметок, а ради знаний. Старайтесь показать ребенку практическое применение тех знаний, которые он получает в школе. Например, задачи на расстояние и скорость помогут рассчитать время, которое он затратит на поездку от школы до спорткомплекса. А умение грамотно писать позволит не «краснеть» за содержание писем, отправляемых по электронной почте.
Адаптация пятиклассников в школе
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. В жизни пятиклассника появляется много новой информации и поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения. В большинстве случаев пятиклассники указывают на то, что в школе стало сложнее потому что:
•много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
•непривычное расписание уроков (новый режим);
•много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
• появляются новые дети в классе;
•новый классный руководитель;
•имеют место проблемы со старшеклассниками (например, в столовой, на перемене).
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Рекомендации педагогам, работающим в пятом классе.
Памятка для родителей пятиклассников.
Проблемы застенчивых детей в школе
Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии
Семь шагов к взвешенному решению по выбору профессии